«Нужны не земли, а люди». Может ли Карелия отделиться от России?

"Нужны не земли, а люди". Может ли Карелия отделиться от России?

Накануне Нового года финляндский «Карельский союз» (Karjalan Liitto) заявил о попытках провокации: неизвестные подбивали членов организации поднять вопрос о возвращении карельских территорий, утраченных Финляндией в ХХ веке, и создании независимого государства на территории Карелии. Вопрос о возможности создания в Карелии независимого государства прозвучит и в стенах Европарламента – там 31 января соберется V Форум свободных народов России. В присутствии депутатов Евросоюза необходимость отделения Карелии, включая принадлежащий Ленобласти Карельский перешеек, от Российской Федерации будет доказывать «этнический карел и политический эмигрант» Дмитрий Кузнецов из «Карельского национального движения». Корреспондент Север.Реалии выяснял, насколько реален сценарий появления независимой Карелии.

– Для современного жителя Финляндии «карельский вопрос» – это вопрос о судьбе территорий, утраченных Финляндией по итогам Второй мировой войны (дословно – «Утраченная Карелия» – Luovutettu Karjala). Речь идет о северном и западном Приладожье и Карельском перешейке с городами Суоярви, Сортавала, Лахденпохья, Приозерск и Выборг, – поясняет исследователь из Университета Восточной Финляндии, доктор философии Александр Осипов. – Потеря была чувствительной: Финляндия утратила примерно 6,5% своей территории, а 11% населения страны были вынуждены переселиться из этих мест. После Второй мировой войны карельский вопрос, как и многие другие темы, оказался по сути под негласным запретом и стал активно обсуждаться только с падением СССР. Сейчас в Финляндии существуют общественные организации, а также политики правого толка, которые выступают за возвращение утраченных территорий и время от времени делают громкие заявления. На мой взгляд, их вряд ли принимают всерьез.

Слово «Карелия» для современного жителя Финляндии означает совсем не то, что для россиянина, считает ученый.

Karelia
Karelia

– Говоря о Карелии, финн имеет в виду Северную или Южную Карелию, то есть одну из двух юго-восточных областей Финляндии, граничащих с Россией. Привычная российскому слуху Карелия обязательно будет иметь приставку «республика», либо называться Российской Карелией. Лет сто и больше назад дед или прадед современного финна использовал бы похожие термины: Карелией он бы называл обширную территорию, включающую современные финские Северную и Южную Карелию плюс утраченные территории, а нынешнюю российскую Карелию – Олонецкой или Архангельской губернией, в соответствии с административным делением Российской империи, – говорит Осипов.

Октябрьская революция 1917 года и Гражданская война 1918–1922 гг., сопровождавшаяся интервенцией стран Антанты, финской агитацией и провозглашением большевиками права народов на самоопределение, по его словам, создали почву для различных проектов для российской Карелии. Должна ли она остаться частью Советской России и/или получить статус автономии, присоединиться к Финляндии или же стать независимым государством? Таким образом, карельский вопрос сто с небольшим лет назад звучал как вопрос о статусе всего региона.

– Важно также помнить, что эта территория, которая примерно совпадала с границами нынешней Республики Карелия, не была этнически однородна. Так, карелы составляли большинство только на севере – в западных волостях Кемского уезда Архангельской губернии и на юго-западе – в Олонецком уезде Олонецкой губернии. В остальных уездах преобладало русское население (кроме Повенецкого уезда, где было примерное равенство). Население приграничных волостей Кемского и Олонецкого уездов было тесно связано с Финляндией через ежегодный лесосплав и сезонные работы, ярмарки и разносную торговлю, контрабанду (например, алкоголя и кофе) и браки. Неудивительно, что многие местные жители поддерживали идею о вхождении в состав Финляндии в период 1917–1922 гг., – обясняет учёный предысторию «карельского» вопроса.

Часть информационной войны

Письма, которые стали получать карелы в Финляндии, в Karjalan Liitto назвали «информационной атакой». Как отмечают в организации, сообщения были написаны на плохом финском языке, а их отправители находились за пределами страны. «Дискуссия о возвращении Карелии в нынешней политической ситуации в мире не является актуальной», – подчеркнули в Karjalan Liitto.

«Карельский вопрос» всплыл на предвыборных дебатах, которые состоялись в Финляндии в начале года, но никто из партийных лидеров, собирающихся баллотироваться весной в финский парламент, не заявил о претензиях на Карелию. Финские политики согласились с Karjalan Liitto о том, что предновогодние слухи – это часть информационной войны.

«Я могу прямо сказать, и надеюсь, что это услышат за границей: у Финляндии нет никаких амбиций по расширению границ страны. Все разговоры об этом – полная дезинформация», – подчеркнула финский премьер Санна Марин.

Карта от "Карельского национального движения"
Карта от «Карельского национального движения»

«Этнический карел и политический эмигрант» Дмитрий Кузнецов, который в Европарламенте в ближайший вторник будет говорить о независимости Карелии, представляет довольно малочисленную организацию. Актив движения, «кто принимает решения», насчитывает десять человек, сообщил Север.Реалии Владислав Олейник, отвечающий в «Карельском национальном движении» (КНД) за международное сотрудничество.

– Общее число составляет около 25 человек, они находятся в разных уголках мира, как в Карелии, так и в ЕС, Украине и третьих странах, куда успели выехать после начала мобилизации, – пояснил Олейник. – Мы с уверенностью можем сказать, что в сложившейся политической ситуации у КНД есть значительная поддержка со стороны автохтонных народов Карелии (поморы, карелы, финны, инкери, вепсы, кольские норвежцы), а также со стороны потомков репрессированных жертв сталинского террора, насильно перемещённых в 1920–1950-х годах в Карелию. Это особенно чувствуется среди украинского населения карельской земли, да и внутри актива имеются люди с похожей семейной историей.

В самой Финляндии идея присоединения Карелии получила популярность во второй половине XIX века. Поиск общих корней в Карелии, рост национального самосознания и построение национального мифа привели к возникновению идеи «Великой Финляндии», которая простиралась бы до Белого моря и Онежского озера. В рамках этой идеи решение «карельского вопроса» было очевидно – объединение «родственных народов», то есть финнов, карелов и вепсов, в рамках одного государства. Сторонники этой идеи перешли от слов к делу весной 1918 года, организовав вооруженную экспедицию в Беломорскую Карелию. Впрочем, ни этот, ни последующие походы в Олонецкую и Кемскую Карелии (в Финляндии их называли «освободительными» или «племенными» войнами) больших успехов не имели.

Бывшая финская церковь в Леппяниеми в Карелии
Бывшая финская церковь в Леппяниеми в Карелии

– Для части карел решением карельского вопроса, правда временным, стало создание независимого государства – Ухтинской республики (по названию старинного села Ухта, ныне – Калевала, где проходил съезд), – рассказывает Александр Осипов. – В марте 1920 года представители одиннадцати карельских волостей провозгласили отделение Карелии от России, утвердили флаг и герб и перераспределили лесные ресурсы края. Однако уже в мае того же года части Красной Армии заняли Ухту, вынудив карельское правительство бежать в Финляндию. Эта попытка создания карельской государственности была не единственной: например, годом ранее была создана Олонецкая директория или Олонецкое временное управление, находившееся под сильным влиянием Финляндии и просуществовавшее немногим более месяца. Слабость карельского национального движения в годы Гражданской войны объясняется несколькими факторами: разобщенность Олонецкой и Беломорской Карелий, отсутствие единой программы и лидера и, самое важное, аполитичность большинства крестьян.

Указатель на границе с Карелией
Указатель на границе с Карелией

Большевики тоже осознавали важность карельского вопроса и решили его по-своему, создав в июне 1920 года национальную автономию в составе Советской России – Карельскую трудовую коммуну (КТК) по аналогии с созданной ранее Трудовой коммуной немцев Поволжья. Во главе КТК был финский коммунист Эдвард Гюллинг, бежавший в Россию после поражения красных в гражданской войне в Финляндии. При этом Олонецкая губерния продолжала существовать, а Петрозаводск стал центром и губернии, и коммуны. Несмотря на противоречия между «финской» и «карельской» группировками в руководстве коммуны, сам факт ее создания в том же 1920 году стал сильным аргументом в руках советской делегации на мирных переговорах Советской России и Финляндии, которые завершились подписанием Тартусского мирного соглашения. Как утверждала советская сторона, карелы уже реализовали свое право на самоопределение, создав КТК, поэтому не нуждаются ни в других формах самоуправления, ни в проведении референдума, на чем настаивала финляндская делегация.

– Последняя попытка решить карельский вопрос была предпринята в 1921–1922 годах, когда в северных волостях Карельской трудовой коммуны вспыхнуло крупное крестьянское восстание. Причинами восстания была политика местных властей: трудовые мобилизации, введение продовольственного налога и репрессивные меры к его неплательщикам. Восставшие крестьяне получили поддержку со стороны Финляндии и планировали отделение от России. Силы оказались неравны, а Финляндия не решилась на проведение широкомасштабной военной операции и пыталась действовать мирным путем, через обращение в Лигу Наций. Эта попытка не имела успеха, а уже в феврале 1922 года части восставших крестьян и финских добровольцев были разгромлены. Таким образом, карельский вопрос был снят с повестки дня и приобрел новое значение уже в ходе Второй мировой войны, – констатировал Александр Осипов.

«Нет идей, нет людей»

Известная карельская активистка Ольга Гоккоева давно живёт в Финляндии. Она занимается культурными проектами по поддержке карельского языка в России и сохранению исторической карельской деревни Кинерма, откуда корни самой Ольги.

Ольга Гоккоева
Ольга Гоккоева

– На дворе 2023 год, и со времён идей о Великой Финляндии прошли многие десятилетия. Финляндия – это демократическая современная страна, но редко заселенная по европейским меркам. Никаких признаков наличия территориальных претензий я не замечала. В стране с высоким уровнем благополучия и развитым гражданским обществом политики не могут думать о новых территориях, их задача – обеспечить гражданам страны и в дальнейшем все блага развитого общества, иначе их мандат быстро закончится. У финских политиков другие проблемы, в том числе не дать опустеть восточной и северной Финляндии. Нужны не земли, их у Финляндии хватает, а люди. Поэтому актуальной темой сейчас является упрощение трудовой иммиграции, – считает Гоккоева.

Впрочем, она не исключает, что в Финляндии могут быть люди, которые ратуют за возврат утраченных в годы Второй мировой войны территорий, хотя сама она не знает ни одного такого общественного объединения.

– В Республике Карелия большая часть карелов даже не знает о попытках получить независимость, которые были сто лет назад. Тогда же эти попытки и закончились. После 1920-х годов карелы не предпринимали никаких попыток стать независимыми. Подъем национального самосознания в 90-е годы в Карелии был направлен на развитие языка и культуры. К сожалению, от этого подъёма мало что осталось. Об этом говорят и результаты переписи, и количество молодежи и детей, владеющих языком. В Карелии на данный момент карельским языком как вторым родным владеют всего несколько детей дошкольного и школьного возраста, – констатирует Гоккоева.

Руины финского дома в Леппяниеми
Руины финского дома в Леппяниеми

Впрочем, о финских претензиях на карельскую территорию время от время сообщают российские федеральные телеканалы, провластные политики и даже высокопоставленные чиновники. Достаточно вспомнить нашумевшее выступление секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева в 2015 году, который обнаружил в республике «активизацию финских реваншистов», чем очень удивил многих жителей Карелии. Это заявление секретаря Совбеза было явно неслучайным. В Карелии тогда развернулась широкая общественная кампания за отставку бывшего губернатора Александра Худилайнена, которую он объяснял происками зарубежных врагов.

Газета "Финская Карелия" из соцсетей
Газета «Финская Карелия» из соцсетей

Новый всплеск интереса к «карельскому вопросу» в России совпал с визитом летом 2022 года в Карелию заместителя председателя Совбеза Дмитрия Медведева, который также заинтересовался обстановкой на границе из-за вступления Финляндии в НАТО. Во время этого визита в провластные телеграм-каналы попала история про некую газету «Финская Карелия», которую якобы распространяли в республике «подпольным образом» и чуть ли не «из рук в руки». При этом саму газету в Карелии никто не видел, а в соцсетях гуляли лишь одни и те же снимки газетных полос с броскими заголовками и совершенно не читаемыми текстами. Местные наблюдатели предположили, что издание было выпущено в единственном экземпляре, который понадобился для того, чтобы поднять очередной шум вокруг «сепаратистских настроений», подогреваемых «врагами России» в приграничном регионе.

По словам независимого карельского социолога, который поговорил с корреспондентом Север.Реалии на условиях анонимности, в Карелии сейчас вообще нет никаких сепаратистских настроений: «Нет идей, нет людей».

Вместе с тем, по его словам, в федеральных СМИ часто пишут про алармистские сценарии распада России, авторство которых приписывается так называемому «коллективному Западу».

– Давайте поверим им и согласимся, что такие сценарии есть и уже более или менее детально проработаны. Но давайте также помнить, что под гражданской идентичностью понимается прежде всего представление граждан о своей роли в государственном управлении, об участии в гражданско-политической жизни. Такого рода идентичность проявляется в российских регионах, и в частности в Карелии, крайне слабо. Это не исключает, что в самое ближайшее время в республике будут общественные инициативы, которые заявят о гражданском самосознании, стремлении к участию в управлении, региональной автономии. Неготовность к гражданскому участию часто интерпретируется властью как проявление лояльности, тесно связанной с утратой механизмов общественного контроля. Да, на большей части территории России они почти полностью демонтированы. Но это не означает, что они не могут быть сформированы в условиях турбулентности и высокого ожидания перемен, – заметил собеседник Север.Реалии.

Регионалисты – не сепаратисты

В Карелии нет ни одной политической организации или даже гражданских активистов, выступающих за государственную независимость региона, говорит карельская активистка, попросившая не указывать ее фамилию.

– Я много лет участвую в съездах карельского народа, которые проходят в республике раз в четыре года, но никогда не сталкивалась с проявлениями таких настроений. Более того, в резолюциях первых съездов подчёркивалось, что карелы Республики Карелия развивают свой язык и культуру в рамках действующих российских норм. Ни в одной из тех национальных организаций, в которых я участвовала, ни разу не поднимался такой вопрос. Мы не затрагивали эту тему и с карельскими организациями Финляндии, с которыми давно сотрудничаем, – отметила она.

Суоярви, Республика Карелия
Суоярви, Республика Карелия

В современной российской истории «сепаратистские настроения» карелов публично прозвучали лишь раз – в выступлении депутата Верховного совета республики Сергея Попова на январской сессии 1992 года. Он предложил включить в повестку дня вопрос о возможности выхода Республики Карелия из состава Российской Федерации. Его поддержали 43 депутата, но подавляющее большинство карельских парламентариев были против. Что заставило Сергея Попова выступить с этой инициативой, уже не узнать – экс-депутат ушёл из жизни, а остальные участники этого голосования предпочитают о нём не вспоминать.

Единственной политической организацией карелов в Карелии с 1990-х годов считался «Карельский конгресс», лидер которого Анатолий Григорьев входил в Совет карелов, финнов и вепсов при главе республики и успел побыть депутатом карельского парламента от «Единой России». Однако после того, как республиканское управление Минюста России исключило в 2015 году «Карельский конгресс» из реестра НКО, Григорьев исчез с политической сцены.

Вадим Штепа на митинге регионалистов у правительства Карелии
Вадим Штепа на митинге регионалистов у правительства Карелии

В 2010-х годах Республиканское движение Карелии выступало за расширение прав региона. Карельские регионалисты проводили культурные фестивали и предлагали смелые идеи по продвижению региональных брендов. Идеологом РДК был журналист, блогер и писатель Вадим Штепа, однако в 2015 году из-за преследования властей он уехал из Карелии в Эстонию, и активность регионалистов пошла на убыль.

– Наше Республиканское движение Карелии было регионалистской, а не сепаратистской организацией. Европейские политологи прекрасно понимают разницу этих терминов. Регионалисты не за самоцельное «отделение» региона, но за максимизацию его самоуправления – политического, экономического, культурного, – объясняет Штепа. – В России эту разницу, к сожалению, не понимают, и поэтому нам постоянно клеили ярлык «сепаратистов», даже при организации музыкальных фестивалей «Солнцеворот». В конце концов, власти фактически запретили РДК. Но сегодня в соцсетях можно наблюдать новый всплеск регионалистских настроений в Карелии, хотя это какие-то совершенно неформальные силы, похоже на молодежь. Говорить о каких-то регионалистских организациях в нынешней российской ситуации совершенно невозможно. Есть еще эмигрантское «Национальное движение Карелии» Дмитрия Кузнецова (Миттери Панфилова), но я не вижу у него перспектив по причине его этнонационализма, который совершенно неадекватен реальной ситуации в республике.

RuNews