В СССР делали своё, сами и для людей. Неожиданные мысли от просмотра «Кавказской пленницы»

Мы совсем мало сегодня об этом говорим. Видимо за десятки лет свыклись с тем, что всё, чем мы пользуемся в быту, от ножниц и фена, до дрели и телевизора, сделано за рубежами Отечества или из импортных комплектующих.

Нормально ли это? Правильно ли? Очевидно, что нет. Для России, уж точно.

И дело даже не в том, что у кого-то больше и лучше технологии, мол, пусть они и делают.

И не в том, что купить нынче часто выгоднее, чем произвести самим, что вызывает вполне обоснованные сомнения.

Производство всего спектра товаров повседневного спроса принципиально важно для нас всех, не только новыми рабочими местами и необходимостью более качественного образования, но главное – осознанием того, что мы можем, и что это наше.

Сборочный цех грузовиков ЗИЛ, СССР (иллюстрация из открытых источников)

Сознание того, что твой народ самодостататочен, способен созидать, является фактором, оказывающим огромное влияние на развитие, процветание и психологическое состояние нации.

Кому-то наверняка покажется, что вступление мы сделали слишком пафосное и эмоциональное.

Возможно. В большой степени именно эмоции заставили написать эту незапланированную статью.

В сотый, а может быть, и более раз, пересматривая один из любимых фильмов «Кавказская пленница», взгляд выхватил из кадра нечто такое, на что обычно не обращаешь внимания, вызвав эти самые эмоции.

Помните эпизод, когда Шурик попал в отделение после посещения открытия «Дворца бракосочетания».

Тот самый эпизод, где в диалоге милиционера с Шуриком звучит легендарная фраза:

– Затем на развалинах часовни…

– Простите, часовню тоже я… развалил?

– Нет, это было до вас, в четырнадцатом веке.

Непонятно почему, но в этот раз внимание привлёк задний план, где на журнальном столике стоит радиола, а на ней вентилятор.

Кадр фильма «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика», СССР, 1966 г

В памяти неожиданно всплыло, что у бабушки в деревне телевизора не было, зато стояла точно такая же радиола, по которой приезжающие на лето внуки с огромным удовольствием слушали радиоспектакли и музыку, какую придётся.

Отсутствие телевизора усиливало таинственную романтику поиска радиопередач по разным диапазонам.

Можно было почувствовать себя героем фильма про разведчиков, или про поиск сигналов от инопланетян.

Кстати, радиолу отправили в утиль в конце девяностых, в абсолютно рабочем состоянии. Сейчас очень жаль, что так случилось.

И ещё. Странно, что никогда раньше в кадре не привлекал внимания вентилятор.

Точно такой был у родителей, купленный ими видимо в тех же 60-х годах. С металлическим корпусом, резиновыми лопастями и кнопкой на подножке. Это вентилятор жив до сих пор и работает как часы.

Когда эти мысли мгновением пронеслось в голове, подумалось, а почему мы сегодня не можем пойти в магазин и купить банальный отечественный радиоприёмник, магнитолу, или тот же вентилятор?

Кстати в фильме ещё много кадров, демонстрирующих тогдашнюю самостоятельность нашей страны.

Это и наш советский рефрижератор, куда запрыгивают герои Вицына, Никулина и Моргунова в погоне за Ниной. Это и советские автомобили, включая ГАЗ-21, и спальные мешки, и телефоны, и торшеры.

Кадр фильма «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика», СССР, 1966 год

Скажите, пожалуйста, вы видели где-нибудь российский светильник или телефон? Или полностью российский. Или вентилятор. Или радиоприёмник, не говоря уже о компьютере.

Их нет.

Но разве нам это не нужно? Или мы не умеем? Или нам внушили, что не нужно, и не умеем? А если внушили, то зачем? Возможно, мы знаем ответ.

Говоря о шедеврах советского кинематографа, коих было великое множество, нельзя не вспомнить, что фильмы и песни, то есть культура народа в целом, является точным отображением состояния общества в тот или иной период.

Именно поэтому фильмы тех советских лет были светлыми, позитивными, жизнеутверждающими, умными, и невероятно популярными, потому что их снимали про нас и нашу жизнь.

Глядя на сегодняшнее кино, придуманное, в мрачных красках, зачастую вульгарное, мы ему не верим, потому что оно не про нас.

И чем больше мы наблюдаем за чужой жизнью в фильмах и сериалах, слушаем песни о ней, тем больше и быстрее теряем свою. Надеемся, что это не безвозвратно.

RuNews