Поток пустых, бессмысленных одноразовых «киношек» и сериалов почти целиком стёр с наших экранов доброе, умное, вечное.
Вы наверняка не раз задавались вопросом, неужели сегодня нет режиссёров и сценаристов, способных снять равное по силе «Иронии судьбы» или «Семнадцати мгновениям весны».
Речь не об идеологии. Речь о качестве художественного кинематографа, смыслах, чувствах и эмоциях, правдивости.
Речь о понятных и близких зрителю историях и героях, таких как Афоня, Мимино, Штирлиц или Женя Лукашин.
Вместо этого нас «кормят» не просто плохим кино, а откровенно бесталанным, нарочито пошлым, которое ни уму, ни сердцу, где уровень лжи о нас и нашей жизни зашкаливает.
И самое удивительное, что большинство примитивной отечественной кинопродукции финансируются напрямую Минкультуры или совместно с «Фондом кино».
На законные претензии массового зрителя, поскольку финансирование идёт из бюджета, «творческая интеллигенция» свысока объясняет, что мол, пошлость и примитивизм – это эстетический поиск режиссёра, и мы не виноваты, что до вас это не доходит.
Об этом безобразии давно и много говорят не только СМИ, но и в различных ведомствах.
В первых числах июля, например, глава СКР Бастрыкин предложил ограничить насилие, жестокость и реалити-шоу на ТВ.
Так вот Бастрыкин сказал, что подобная продукция:
«десоциализирует молодежь, поэтому необходимо принять дополнительные меры для защиты несовершеннолетних от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию» (цитата по изданию lenta.ru).
Сказано, кстати, чрезвычайно точно. Ключевые слова здесь «десоциализируют» и «угрожают развитию» молодёжи.
Десоциализация – это утрата человеком социального опыта, погружение в неблагоприятную для психологического развития среду, разрушение системы традиционных ценностей и обретение других, искусственно навязанных, не свойственных обществу.
В принципе, цели тех, кто двигает в массы примитивную кино — и телепродукцию с подменёнными ценностями, вполне понятны.
Влияние кино на массы огромно, и это давно известно политикам, которым хотелось бы иметь не думающий активный народ, а пассивную массу послушных избирателей.
Только вот проблема – вложить в мозг молодёжи нужные ориентиры и нормы поведения мешает «глыба» советской культуры, самой массовой и эффектной частью которой являются художественные и мультипликационные фильмы.
Свернуть нахрапом эту «глыбу» им оказалось не под силу, что неудивительно, тогда они стали её понемногу подтачивать, не явно, а потихоньку, исподтишка.
Как-то пару лет назад нам понадобилась хроника времён ВОВ, которую мы нигде не могли найти, кроме как на одном из крупных торрент-трекеров.
Там, увлёкшись, и перелистывая страницы, в обсуждении фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром» случайно встретился пост пользователя, который писал, что мол, фильм это лживый, что так не бывает, что герой — тряпка, что злоупотребляет алкоголем, поэтому фильм плохой и смотреть его не надо.
Мысли автором были изложены очень аккуратно и мягко, без резких выражений, что позволило ему вовлечь нескольких пользователей в дискуссию, причём некоторые его поддержали.
Тогда мы, усмехнувшись, закрыли страницу, и на какое-то время забыли об этой странной «рецензии».
Спустя какое-то время, подобные опусы стали нам попадаться на разных сайтах всё чаще, причём не только на посвящённых кино.
Они удивительным образом были похожи друг на друга, а смысл заключался в следующем, что мол, фильм-то хорош, но вот герой постоянно курит, а это плохо для здоровья.
Разница была лишь в вариантах «плохости»: то героиня изменяет, чем подаёт дурной пример, то много большевистской пропаганды – смотреть невозможно.
Однажды повстречался дискурс единомышленников, с негодованием обсуждавших преступное бессердечие советской разведчицы Кэт, которая не повела и бровью, когда плакал её ребёнок.
Мы тогда вспомнили первую встречу с таким комментарием, и уже обоснованно отметили, что нападкам подвергаются только шедевры советского кинематографа.
Мы потратили довольно много времени на то, чтобы пролистать десятки страниц самого популярного и посещаемого торрент-трекера в категории «Советское кино».
В итоге пришли к однозначному выводу, что в Интернете на ниве «мягкой дискредитации» фильмов СССР трудятся не случайные одиночки, а организованный отряд, скорее всего, материально заинтересованных лиц.
А совсем недавно нам пришлось вспомнить нелепую инициативу Дмитрия Медведева, который будучи президентом, пытался вырезать из культовых советских мультфильмов сцены, где крокодил Гена курит трубку, а Волк из «Ну погоди!» – папиросы.
В лучшем случае наши любимые мультики могли тогда перейти в категорию 18+, и всё благодаря закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который подписал Медведев.
Взамен этого детям с 3-х до 5-ти предлагалось смотреть на некурящих, а потому правильных, хотя и злых гоблинов, полуобнаженных девиц и брутальных мужчин с дымящимися пистолетами.
Кое-как тогда Гену с Волком отстояли, хотя их сегодня практически и нет на экранах, заполненных одинаковыми безликими существами, которые никогда не скажут «Мы строили-строили, и наконец, построили!».
Но вернёмся к упомянутому выше случаю, из-за которого мы вспомнили про Медведева и крокодила Гену.
Однажды, будучи в командировке, мы в гостинице включили телевизор, чтобы посмотреть указанный в программе любимый с детства фильм «Кортик» по роману Рыбакова.
И вот в прологе фильма, когда показывают скачущих на конях молодых мальчишек-красноармейцев, и зазвучала пронзительная песня на стихи Булата Окуджавы:
Вслепую пушка лупит
Наотмашь шашка рубит
И ворон большекрылый
Над битвою кружит
На экране на довольно долгое время появилась надпись о вреде курения, а рядом «Бывалый»– персонаж Евгения Моргунова из «Кавказской пленницы», который, как все помнят, давал уроки твиста, затирая окурки носками ботинок.
К горлу подкатил комок. Это было кощунственно.
Ведь очевидно, что взрослым, для которых персонаж Моргунова известен, это напоминание было бессмысленным.
Для детей, было совершенно непонятным, что делает этот весёлый упитанный дядя, крутясь на носках и смешно разводя руками в стороны.
Детей наверняка это насмешило. Насмешило в тот момент, когда фоном звучала пронзительная «Песня красноармейца»
Не будет он напрасным
Наш подвиг благородный
И время золотое
Наступит все равно
Вот так, капля по капле, ненавязчиво и на первый взгляд безобидно, то там, то здесь, то словом, то неуместной «картинкой», не только дискредитируется замечательное советское кино, но и выхолащивается наша история, в попытке лишить молодёжь исторической идентичности.