Баба Яга, Кощей, Змей Горыныч: необычные факты о сказочных злодеях

Трехглавый дракон, сухой старичок и безобразная старуха — пожалуй, самые известные отрицательные персонажи славянского фольклора, берущие свою историю еще IX века!

Как часто бывает, несмотря на активную популяризацию славянской мифологии, многие аспекты жизни злодеев остались нераскрыты публицистами.

Как зовут Кощея на самом деле? Зачем Змей воровал женщин и, как Баба Яга стала злой?

Не простой Кощей

Считается, современный образ Кощея появился в XVIII веке. Прототипом персонажа стал славянский злой дух Карачун. Божество обитало в загробном мире и контролировало царство мрака.

Существо обладало феноменальной силой, было способно превращать людей в животных, призывало на помощь демонов и разрушало до фундамента целые города.

Убить Карачуна было невозможно, но можно было одолеть его телесное воплощение, сжечь и пустить по ветру останки, таким образом, вернув злодея обратно в царство мертвых. Именно так и поступил Иван Царевич в оригинальной былине про Кощея.

Согласно сказке XVIII века, Кощей пробыл 300 лет в плену в подземелье, скованный цепями. Хранительницей его темницы была дева-воительница Марья Моревна. Иван Царевич освободил пленника, а потом, поняв свою ошибку, четырежды сходился с ним в поединке.

Первые три боя Иван проиграл. В первых двух поединках Кощей царевича пощадил, в благодарность за освобождение. В третьем отрубил ему голову. Однако богатыря оживили его соратники. В результате одолеть злодея получилось только с помощью волшебного коня.

По этимологии М.Ю. Фасмера понятие «кощей» произошло от слова «кость» и означало «тощий человек».

Добрая Баба Яга

Прототипом Бабы Яги стали травницы. Ворожейки, которые жили за пределами деревни на опушке леса. Они занимались врачеванием, готовили пророчества, проводили языческие обряды и, в целом, являлись неотъемлемой частью древнеславянской деревни.

Травниц уважали и приходили к ним за помощью. Однако с принятием христианства такие знахарки подверглись гонениям, их образ демонизировался и из добрых хранительниц деревни они превратились в ведьм.

Например, обряд запекания детей. Его проводили в ситуациях, когда ребенок рождался недоношенным или начинал болеть. Его заворачивали в тесто и помещали в теплую печь. Считалось, в печи ребенок дозреет, а его болезни сгорят. Проводили обряд как раз такие знахарки. В былинах обряд запекания позиционируется, как людоедство.

Согласно тому же Фасмеру, слово «яга» переводится, как «злая». В былинах злая баба была хранительницей леса, жила в избушке на курьих ножках и изредка помогала путникам за ответные услуги.

Считается, образ избушки связан с древними похоронными обычаями славян. Людей хорони в срубах в лесу, а чтобы венцы не гнили, их ставили на пеньки, корни которых и напоминали куриные ноги.

Змей Горыныч

Вопреки распространенному мнению, у оригинального Змея Горыныча нет крыльев. В былинах они вообще не упоминаются.

Предполагается, это собирательный образ кочевников. Изначально протославяне именовали змеями скифов.

Согласно скифским верованиям, их народ произошел от змееногой богини-матери Апи, которая родила их первого царя Скифа. Отправляясь в бой, местные воины изготавливали чучела змеев и вешали их на древки копий, как боевые стяги. Во время скачки чучела развивались на ветру и издавали свист.

Когда скифов не стало их образ передался печенегам, а потом половцам.

В Средние века существовал обычай: вместо полномасштабного сражения противоборствующие стороны договаривались провести поединок один на один. В этом случае с каждой стороны выставлялся лучший воин в армии и, если он побеждал, проигравшая сторона признавала поражение во всей кампании.

Один из таких эпизодов произошел в 992 году. Печенеги подошли к Киеву, встретились со славянской армией и предложили поединок. На бой с печенежским богатырем вышел Никита Кожемяка. Он одолел врага и печенежскому вождю пришлось уводить войско домой. В былинах эпизод описали как бой Никиты со Змеем.

Учитывая, что Змей — это общий образ кочевников, то становится понятно почему он воровал молодых женщин. Кочевники совершали налеты и уводили девушек в рабство. Герои-богатыри их потом спасали, совершая ответные походы. Если поход заканчивался успешно, то рождалась новая былина.

RuNews